Хуун Хуур Ту (Тува)
04.06.2013 20:00:00
{{pics}}
Смотрите на SBTG.ru: [a,http://sbtg.ru/dom/#, Интернет-трансляция концерта Хуун Хуур Ту (Тува).,,new] Тувинская группа Хуун-Хуур-Ту на протяжении 10 лет является, безусловно, самым известным в мире музыкальным проектом всего бывшего СССР (не считая исполнителей классической музыки и поп-дуэта "Тату").
Музыка Хуун-Хуур-Ту - уникальная, магическая, вобравшая в себя все наследие тувинского фольклора, традиции горлового пения, и развивающая это наследие. Группа прочно входит в элиту world music планеты. С 1993 года группа выступила практически на всех крупнейших фестивалях world music, джаза и даже рок-музыки, дала около тысячи концертов на всех континентах, совершила 16 концертных туров по США и Канаде, множество раз выступала во всех странах Европы, Японии, Австралии, Мексике, Гонконге, Сингапуре, Малайзии. В мире пользуются популярностью 9 альбомов группы, а также более десятка совместных работ
Хуун-Хуур-Ту с другими музыкантами. Группа записывалась и выступала с выдающимися музыкантами самых различных жанров, такими как Stevie Wonder, Frank Zappa, Ry Cooder, Kronos Quartet, Mickey Heart and Bob Weir (Greatful Dead), Johnny "Guitar"Watson, Shankar, Trilok Gurtu, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и др.
Во всех известных музыкальных энциклопедиях Хуун-Хуур-Ту называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие.
В этом году группа номинированы на BBC World Music Award - самую престижную в мире ежегодную награду в сфере этно-музыки. С 7 января по 1 марта группа совершает очередные гастроли по США и Канаде.
Zvuki.ru о юбилейном концерте Хуун Хуур Ту:
"Они не делали тайны или шоу из своего появления: прошли при полном освещении на свои места, одетые в красивые однотонные халаты и с необычными инструментами в руках. Однако начало выступления обрушилось на слушателей в один миг, отрезая все, что было раньше, и все, что было вокруг. В одну секунду свет погас, а четверо музыкантов, закрыв глаза, с силой запели "Молитву", или "Prayer", как она обычно называется на дисках ХХТ. Эта вещь исполняется а-капелла, только четыре странных потока звука, в которых не сразу узнается человеческий голос. Это было похоже на мгновенное перемещение во времени и пространстве. Хуун-Хуур-Ту вбросили нас, слушателей, в свой мир, и там уже принялись за нас основательно.
Весь секрет ХХТ - вовсе не в том, что они исполняют "этническую музыку" и занимаются горловым пением. Чепарухин сказал перед концертом, что группа пытается не только возрождать национальную музыку, но и развивать ее естественным для нее образом. Он был абсолютно прав. Музыка ХХТ живая; невероятно живым было и их выступление. Оно одновременно очень странно, очень непривычно: эти голоса, эти инструменты, которые так безыскусно и так плавно гудят и поют, их музыка, гипнотически повторяющаяся, как бесконечные повороты колеса едущей по степи телеги, с ритмичной поступью коня, с такими простыми и чистыми эмоциями, от каких мы давно отвыкли. Все шоу очень естественно, и в этом - особая заслуга ХХТ. Они - не ботаники, выкладывающие перед нами засушенные листки из музыкального гербария; они не актеры, изображающие из себя давно мертвых персонажей. В них не чувствуется и бездумного отрицания текущей даты на календаре; они принимают и понимают, что время изменилось. Однако при всем том они ухитряются сохранить абсолютно живой (и не обезображенной) многовековую музыкальную традицию и позволить слушателю разделить эту другую жизнь, прикоснуться к ней - потому что искренне верят в нее сами. Это катарсис, честное слово.
В группе четыре человека, и каждый из них способен один составить целое шоу. Алексей Сарыглар отвечает за ударные, которые, кстати, изготавливает для себя сам. Поразительно, какие сложные и богатые ритмы можно извлечь из одного большого барабана с несколькими дополнительными приспособлениями вроде "репродуктивных органов быка с овечьими косточками внутри" (цит. А. Чепарухин). Алексей, как и все члены группы, способен также играть на струнных и не хуже остальных владеет искусством горлового пения. Он создает основательное, солидное впечатление, какое и должен оставлять тот, кто заведует ритмом. Андрей Монгуш - самый молодой участник группы; в состав ХХТ он входит только полтора года. Тем не менее он, со своей скорее даже китайской, чем тувинской внешностью, управляется с целым рядом обязанностей: от простого поддержания ритма до сложных сольных номеров; на него возложена значительная часть вокальных партий, особенно дополнительных. По свидетельству его коллег, он также активно участвует в написании нового материала.
С аудиторией обычно общается Саян Бапа, один из двух оставшихся с самого начала основателей группы (вместе с Кайгал-Оолом Ховалыгом). У него очаровательный трудноуловимый акцент, и он предваряет каждую песню коротким емким пояснением (почти в каждой песне так или иначе поется о конях... на то тувинцы и кочевники). Основной его обязанностью, однако, является игра на струнном дошпулууре, и со своим обтянутым змеиной кожей инструментом он исполняет партии, изумляющие подчас своей сложностью.
Наконец, о Кайгал-Ооле Ховалыге Саян сказал, что тот для группы - старейшина. И Ховалыг, играющий большей частью на игиле (такой смычковый струнный), а также вместе с Андреем ведущий основную часть вокальных партий, действительно излучает несуетное, уверенное спокойствие, которое и должно исходить от старейшины - не столь важно, группы или рода.
Первую половину сета ХХТ в основном следовали трек-листу своего диска Live 1, не отклоняясь от него где-то до "Kongurey" и "Song of the Caravan Drivers". Стоит с удовольствием отметить, что звук на концерте был просто идеальный, а сами музыканты воспроизводили студийные версии своих композиций точнее, чем способны это делать многие современные рок-музыканты. Ударную силу репертуара группы составляют бодрые среднетемповые номера в духе "Oske Cherde"; однако ХХТ умело разнообразили свою программу. Прозвучала и жемчужина их репертуара, меланхоличная "Kongurey", где Саян отложил дошпулуур и взялся за гитару; и кое-что без аккомпанемента; и изящная баллада в сольном исполнении Андрея. Полтора часа (чуть меньше) выступления Хуун-Хуур-Ту пролетели не то, чтобы незаметно, но безо всякого напряжения для слушателя. Пару раз им подносили цветы, а в какой-то момент тувинский юноша-зритель даже сказал небольшую речь, путаясь в словах от волнения. Смеха это не вызвало - зал разделял его эмоции."