19июня2013

Joëlle Léandre & Akosh S. (Франция)

19.06.2013 20:00:00

{{pics}} Смотрите на SBTG.ru: [a,http://sbtg.ru/dom/#, Интернет-трансляция концерта Joëlle Léandre & Akosh S. (Франция).,,new]
Жоэль Леандр / Joëlle Léandre – контрабас (Франция)
Акош Селевени / Akosh Szelevényi – духовые (Венгрия – Франция)
Дуэт легендарной контрабасистки Жоэль Леандр, одной из ярчайших звёзд мировой авангардной сцены, и саксофониста/мультиинструменталиста Акоша Селевени, который соединяет в своём творчестве фри-джаз с венгерским фольклором. Они выступают и записываются вместе с 2005 года, на 2013 год запланирован выход нового альбома.
Французская контрабасистка, импровизатор и композитор, Жоэль Леандр – одна из главных фигур новой европейской музыки. Получившая серьёзную подготовку как в классической оркестровой, так и в современной академической музыке, она играла с l’Itinéraire, 2e2m и в Ensemble Intercontemporain Пьера Булеза. Леандр также работала с Мерсем Каннингемом и с Джоном Кейджем, который писал музыку специально для неё, как и Джачинто Шелси и около 40 других композиторов.

Жоэль Леандр не менее известна в новом джазе и свободной импровизации: она играла с такими выдающимися музыкантами, как Дерек Бэйли, Энтони Брэкстон, Джордж Льюис, Эван Паркер, Ирен Швайцер, Уильям Паркер, Стив Лэйси, Джон Зорн, Фред Фрит, и многими другими. Сольные концерты Леандр и выступления многочисленных ансамблей, в которых она участвует, проходят на самых престижных площадках Европы, Северной и Южной Америки и Азии.
Леандр много сочиняет для театра и современного танца, поставила ряд спектаклей, синтезирующих различные виды искусств. Преподаёт импровизацию и композицию как приглашённый профессор (Миллз-Колледж, Калифорния) и даёт мастер-классы.

Жоэль Леандр – весьма плодовитый музыкант: её дискография насчитывает более 150 альбомов.

“Вся моя жизнь – это встречи и впечатления, <… > и ты должен быть открыт для них, говорить им “да”. Я пытаюсь соединять все эти встречи и впечатления и вкладывать их в свою музыку…”
“Почему у контрабаса именно такая роль в оркестре? Почему только низкие звуки? Почему только как аккомпанирующий инструмент? На меня навевало скуку положение контрабаса в иерархии инструментов, существующей в классической музыке. Это меня не устраивало. И то же самое в коммерческом, классическом джазе…”
“Импровизация для меня равносильна композиции. Я начинаю импровизировать, не имея цели, это абсолютная пустота; ты совершенно пуст, но ты всегда приходишь вместе со своей культурой и знанием своего инструмента, и ты должен быть собой. <…> Все музыканты способны играть свободную импровизацию, им нужно просто изменить что-то в своих головах.
В момент, когда мы импровизируем, наша память мертва – мы помним только первое движение. Характер произведения основывается на этом первом движении…”
“Импровизационная музыка – самая быстрая на планете. Она как жизнь и смерть, и ты должен доверять музыкантам, с которыми играешь, всей своей жизнью. <…> Для меня это категорическое требование – доверять другому.”
Joelle Leandre: On Freedom and Responsibility (by Eyal Hareuveni, All About Jazz)

Акош Селевени
Акош Селевени родился в Дебрецене. С шести лет изучает музыку в Будапеште: занимается вокалом, флейтой Béres, кларнетом. Одновременно открывает для себя Бетховена и Led Zeppelin, углубляет свои знания в том, что касается традиций сельской культуры, благодаря так называемым “tànchàz” (места встреч, клубы, собирающие любителей музыки и танца), а также группам Muzsikàs и Téka. Затем получает классическое образование по классу фагота. Поет в рок-группе лицея (обеспечивая таким образом свое куда менее славное отбытие из этого заведения). В 1982 саксофон становится его основным инструментом. Селевени знакомится с фри-джазом, с тем, что делают Колтрейн, Брэкстон, Сесил Тэйлор. Ходит на концерты саксофониста Михая Дреша, благодаря которому находит свой путь и команду музыкантов, идущих по стопам Белы Бартока и Золтана Кодая (речь идет о той же работе с наследием, как и у Muzsikàs, но в области импровизационной музыки и нового джаза).

В 1986 году двадцатилетний Селевени вопреки своему желанию эмигрирует во Францию. В Париже встречает музыкантов, записи которых он, живя при коммунистическом режиме, находил с огромным трудом, и деятельность которых стала для него своеобразным руководством в этических, “политических” и духовных поисках. В 1990 году начинается долгий и важный период, когда Селевени создает свою группу, которая получит название Akosh S. Unit, и пишет музыку к пьесам Франсуа Сервантеса для его театра “Антреприза”. В 1991 году записывает свой первый альбом, в 1992 играет и записывается с Дьюи Редманом. Из-за того, что залов, дающих ему возможность играть, очень мало, он ищет другие места, играет преимущественно в барах, формируя альтернативную сеть, создавая культурное движение вдалеке от “искушенной публики”. Его приятель Бертран Канта, вокалист Noir Désir, вместе с Сержем Тиссо-Ге, гитаристом и вторым со-основателем группы, приходит на одно из выступлений Селевени и приглашает его принять участие в записи готовящегося альбома. Вскоре Бертран Канта присоединяется к Akosh S. Unit (не покидая Noir Désir). Группа Акоша С. превращается то в квартет, то в квинтет, то в тентет: например, альбом Èlettér (1998) был записан десятью музыкантами, среди которых – Péter Èri из группы Muzsikàs и Ròbert Benkö из Dresch quartet Михая Дреша.

Тем временем осуществляются все новые и новые проекты: дуэт с Дидье Левале, совместные работы с Noir Désir, дуэты с Жоэль Леандр, eRIKm, ударником и перкуссионситом Жильда Этвенаром… В 2006 году начинается долгое и тесное сотрудничество Селевени, – и как композитора, и как исполнителя, – с хореографом Жозефом Наджем. Они создают ряд спектаклей, в том числе "Sho-bo-gen-zo" для 2 танцоров (Жозеф Надж и Сесиль Луайе) и 2 музыкантов (Жоэль Леандр и Акош С.).

1 {{add2favor}}
теги {{taglist}}