28апреля2013

100 ЛЕТ РУССКОМУ ФУТУРИЗМУ В ДОМЕ

28.04.2013 20:00:00

{{pics}} Смотрите на SBTG.ru: [a,http://sbtg.ru/dom/#, Интернет-трансляция 100 ЛЕТ РУССКОМУ ФУТУРИЗМУ В ДОМЕ.,,new]
1-е отделение: Вера Сажина с песнями на стихи А.Крученых, В.Хлебникова, В.Кменского
2-е отделение: ЗГА (С.Петербург). Презентация альбома "ФУТУРОЗ" на стихи русских футуристов
Вера Огарева - вокал, шуламиха
Анастасия Постникова- вокал, дзирута-вангале
Екатерина Федорова - смаргачка
Николай Судник - голос, юрманка, отштурха
Елена Акулович - костюмы
Группа ЗГА

Образовавшаяся в перестроечные времена эта музыкальная формация искала некое новое звучание, ориентируясь при этом на таких метров авант-рока, как Fred Frith и Chris Cutler. Шумовые эксперименты сочетались с фри-джазом, элементами краут-рока и авангардной музыкой. Все это было настолько ново и необычно для советской аудитории того времени, что название группы постоянно находилось на слуху. К сожалению, с распадом СССР интерес к проекту упал, что и не удивительно.

Однако, группа продолжает существовать и оказывать влияние на современную андерграундную культуру.

Группа ЗГА была образована в марте 1984 года в городе Рига двумя музыкантами: будущим бессменным лидером проекта Николаем Судником и гитаристом Валерием Дудкиным. Чуть позже к новообразованному проекту присоединились Михаил Юденич, Александр Жилин, Вадим Петренко, Эмилия и Ева Молнчановы.

Первая виниловая пластинка группы выходит в 1989 году в Англии на лейбле ReRecommended Records, созданном знаменитым авант-рокером и экспериментатором Крисом Катлером. Позже на этом же лейбле издаются и некоторые другие релизы группы. Год спустя ЗГА становится довольно знаменита, так что BBC даже снимает фильм о ней.

В 1990 году ЗГА записывает новый материал на студии в Риге и начинает выступать на зарубежных фестивалях в Канаде, Австрии, Швеции и Германии.

В 1991 году Николай Судник получил приглашение от Фонда Свободная Культура и перебрался в Ленинград.

В 1994 году умирает один из участников коллектива, Александр Жилин, после чего, по словам Ника Судника, ЗГА преобразовывается из группы в проект, который вступает в сотрудничество со многими музыкантами.

1999 год становится поистине знаменательным в истории отечественной авангардной и экспериментальной музыки. Создается так называемая «Галерея экспериментального звука» или же ГЭЗ-21. Арт-директором становится Николай Судник. Первоначальной задумкой сего проекта было создание среды для работы музыкантов, однако, позже ГЭЗ-21 становится и концертным залом, и арт-клубом.

В это же время Ник Судник начинает сотрудничать с Инженерным театром АХЕ и пишет музыку для спектаклей "Пух и Прах", "Белая кабина", "Мокрая Свадьба", "Сине Локо" и других.

Также музыкант принимает участие в проекте Vetrophonia, созданном вместе с Александром Лебедевым-Фронтовым, известным в пост-индустриальной среде по таким проектам, как Linija Mass, T.A.U., Stalnoy Pakt и некоторым другим.

Ник Судник так же сотрудничает с различными художниками и музыкантами, в том числе и со знаменитым Сергеем Курехиным.

В 2000 году в состав проекта ЗГА приходят музыканты Екатерина Федорова и Рамиль Шамсутдинов, играющие на барабанах и тромбоне соответственно.

В 2005 году на лейбле Длинные Руки был выпущен диск Delikatessen, ставший результатом совместной работы Ника Судника с Вячеславом Гайворонским. Один из последних его проектов, носящий название ФИГС (2006), объединил Екатерину Федорову (ИваНова, ЗГА), Алексея Иванова (СКА, Надо Подумать) и Маркуса Гудвина (The Noise of Time).

В 2007 году в память о Николае Дмитриеве - легендарном директоре и вдохновителе КЦ Дом, чьей давней идеей было объединить ЗГА с ансамблем академической музыки OPUS POSTH, была написана программа Carmina Moriturorum. Одноименный альбом был выпущен осенью того же года на лейбле Wooden Head.

28 февраля 2008 года Carmina Moriturorum была представлена в другом составе, партии оркестра переложены для аккордеона и скрипки.

На данный момент, включая дискографию самой группы ЗГА, сольные альбомы Ника Судника и многочисленные совместные пластинки и сайд-проекты участников, насчитывается несколько десятков релизов, столь разных и не похожих друг на друга, внесших огромный вклад в развитие авангардной музыки на территории бывшего СССР.
Николай Судник


"Вообще, надо сказать я сейчас мало музыки слушаю и преимущественно академическую музыку ХХ века. Из совсем современных композиторов мало кого знаю - плохо представляю себе то, что сейчас происходит в мире. Компакты фирменные дорогие, а то что здесь издаётся - это классическое, общеизвестное, общедоступное - Пярт, Пендерецкий, Стравинский, иногда можно Штокхаузена купить недорого. Есть источники, где можно современную академическую музыку брать, но про совсем современную сложно что-либо сказать. Хотя, наверняка в интернете всё есть. А так, в основном я слушаю классику ХХ века: Ксенакис, Лигети, сейчас неожиданно открыл Веберна. Раньше не вставляло, а сейчас купил шестерник. Первая пластинка - вообще не Веберн, - какие-то коллажи из Баха, очень странные работы, вокальные циклы, коих я не поклонник, но музыка хорошая. Веберн, по-моему, заложил основы для этого дебильного пения европейского. Кстати, одну мою вещь академическую исполняли на фестивале, посвященном шестидесятилетию смерти Веберна в Австрии. Они попросили меня написать минутки три. Я там был - в этом местечке в Австрии - Mittersill. На горе есть ферма или что-то вроде того. Там форум новых композиторов проходит - приглашается 7 -8 человек, они живут там какое-то время - пишут, играют. А я ходил - грибы собирал. Есть у меня даже сборничек гала-концерта - его хорошо записали, вещичка там неожиданная. Композитор-англичанин на валторне, другой на фортепиано и я. Х.. его знает, что с ними, с этими валторнами делать! Придумал, чтобы они ходили и хлопали по клапанам - очень грамотные люди. Не надо было им никаких нот писать - несколько крючков.
Мне кажется, что в академической музыке наиболее отчетливо проявляется полёт мысли человеческой. В роке нет той глобальности. Мне так кажется. Потом, я давно уже не могу для себя ничего открыть нового ни в роке, ни в нойзе. Может быть, перестал искать особо. Такое ощущение, что всё было высказано в начале восьмидесятых. Тогда было много идей, сильно повлиявших на меня.
Чем дальше, чем дольше я живу, тем меньше категоричных оценок. Если, скажем, лет в 18-20 всё было ясно: вот чёрное, вот белое, потом стало ещё какое-то серое появляться. А сейчас - ни белых, ни серых - да всё может быть! Конечно, что-то цепляет, что-то не цепляет из того, что здесь (в ГЭЗ) слышу, но что правда, что не правда, что хорошо, что плохо - не понятно.
Всякая экспериментальная музыка требует соучастия. А соучаствовать, наверное, люди сейчас не очень хотят. Мне кажется, это такая общая тенденция, я бы сказал - общемировая. Надо сказать, она началась достаточно давно в Европе - рейв-пати и всякая такая хрень вытеснила постепенно живую музыку, сильно потеснила её ещё в 90-х."

{{rating}} {{add2favor}}
теги {{taglist}}